На проблему безопасности детей не может быть иного взгляда, как на проблему острую, важную, требующую чётких, скоординированных действий педагогов, родителей, работников различных служб и ведомств.
«...Всё, что мы делаем, мы делаем для тех, кого любим сильнее всего – для наших детей».
К сожалению, ежегодная статистика, показывает рост числа происшествий, в которых страдают дети. Это: пожары в жилых зданиях, дачных домах; аварии на дорогах; происшествия с детьми в доме, на улице, в образовательных учреждениях.
В связи с этим растёт обеспокоенность родителей. Если раньше при оформлении ребёнка в дошкольное учреждение, родители интересовались комфортными развивающими условиями в детском саду, то сегодня первоочередные вопросы связаны с безопасностью, а именно:
вопросы пожарной безопасности и антитеррористической защищённости; уровень компетентности персонала, работающего с детьми; какое внимание уделяется вопросам личной безопасности ребёнка.
В дошкольном образовательном учреждении должны строго соблюдаться правила и меры безопасности. Здоровье детей в ДОУ не должно подвергаться опасности, за этим должны следить воспитатели, заведующий. Существуют определенные правила охраны жизни и здоровья детей. Так, должны систематически проводиться технические осмотры помещения, соблюдаться правила пожарной безопасности. В комнатах с детьми не должно быть кипятка, лекарств, спичек. Все продукты, употребляемые детьми в пищу, должны быть приготовлены с соблюдением санитарных правил. Все опасные предметы должны быть вне зоны досягаемости для детей.
Для проведения занятий выдаются ножницы с затупленными концами, только под руководством и надзором воспитателя. Так же в целях охраны здоровья детей в ДОУ необходимо привести в порядок и участок, на котором дети гуляют. Все ямы должны быть засыпаны, ежедневно проверяться отсутствие предметов, которые могут нанести вред здоровью ребенка. Все игровые снаряды, должны быть в исправности. Во время зимы все здания и постройки должны быть очищены от снега, не допустимы сосульки, все дорожки должны быть обработаны песком.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.
Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом.
Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня. Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих. Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, – к ценностям здорового образа жизни. Основные компоненты здорового образа жизни. Рациональный режим. Правильное питание. Рациональная двигательная активность. Закаливание организма.
Сохранение стабильного психоэмоционального состояния. Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.
При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это в свою очередь создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни. От этого зависит здоровье и правильное развитие.
При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил:
Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании).
Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах.
Формирование культурно-гигиенических навыков.
Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Рациональный режим должен быть стабильным и вместе с тем динамичным для постоянного обеспечения адаптации к изменяющимся условиям внешней социальной и биологической среды. Чем более этот режим будет исходить из особенностей «биоритмического портрета» ребенка, тем в лучших условиях окажутся его физиологические системы, что обязательно отразится на его здоровье и настроении. В детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья.
Обеспечение баланса
Удовлетворение потребностей организма в основных питательных веществах, витаминах и минералах.
Соблюдение режима питания.
Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям.
Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка. Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка.
Двигательная культура дошкольников начинается с формирования структуры естественных движений и развития двигательных способностей, создания условий для творческого освоения детьми эталонов движения в различных ситуациях, формирования двигательного воображения, способности эмоционально переживать движения.
Основными условиями формирования двигательной культуры являются:
Воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий.
Развитие воображения при выполнении двигательных действий.
Включение сенсорных систем при воспитании двигательной культуры.
Создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта.
Воспитание двигательной культуры – процесс взаимонаправленный, для его успеха необходима организация целенаправленной системы воспитания и образования в детском саду и семье. В процессе воспитания двигательной культуры ребенок приобретает знания, необходимые для сознательной двигательной деятельности, овладевает способами деятельности и опытом их реализации, а также происходит развитие творческой деятельности ребенка, его познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональной сферы.
Закаливание способствует решению целого комплекса оздоровительных задач. Оно не только повышает устойчивость, но и способность к развитию компенсаторных функциональных возможностей организма, повышению его работоспособности. Для развития процесса закаливания организма необходимо повторное или длительное действие на организм того или иного метеорологического фактора: холода, тепла, атмосферного давления. Благодаря повторным действиям факторов закаливания, более прочнее развиваются условно рефлекторные связи. Если закаливание проводить систематически и планомерно, оно положительно влияет на организм ребенка: улучшается деятельность его систем и органов, увеличивается сопротивляемость к различным заболеваниям, и, в первую очередь, простудного характера, вырабатывается способность без вреда для здоровья переносить резкие колебания различных факторов внешней среды, в частности, метеорологических, повышается выносливость организма.
Специалисты отмечают, что психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка во многом зависит от среды, в которой он живет и воспитывается. Психическое здоровье является составным элементом здоровья и рассматривается как совокупность психических характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие и возможность выполнения ребенком социальных функций. Поэтому необходимо создать условия, обеспечивающие психологическое здоровье дошкольника, обеспечивающее гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учетом их личных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду. Условия, необходимые для сохранения здоровья дошкольников. Охрана и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей для педагогов. В связи с этим необходимо организовать разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.
направленностью воспитательно-образовательного процесса на физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование (как приоритетное направление в работе дошкольного учреждения);
комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года;
созданием оптимальных педагогических условий пребывания детей в ДОУ;
формированием подходов к взаимодействию с семьей и развитием социального партнерства.
1. Общие требования безопасности
1.1. Образовательный процесс в учреждении дошкольного образования необходимо организовать в соответствии с нормативными правовыми документами.
1.2. К организации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования допускаются педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию, прошедшие проверку знаний по вопросам охраны труда.
1.3. При приеме на должность воспитателя руководителю необходимо акцентировать внимание работника на том, что охрана жизни и здоровья детей – его постоянная и основная обязанность; данную позицию необходимо четко и детально отразить в должностной инструкции.
1.4. Руководителю учреждения дошкольного образования необходимо проводить плановые проверки состояния пропускного режима, технических средств охраны (система видеонаблюдения), наличия и порядка ведения документации, содержания запасных выходов не реже одного раза в месяц.
1.5. На центральном входе в здание устанавливается пост круглосуточной охраны в целях исключения несанкционированного нахождения посторонних лиц на территории и в здании учреждения дошкольного образования. Непосредственная охрана здания в ночное время, выходные и праздничные дни осуществляется сторожами по графику, утвержденному руководителем учреждения дошкольного образования.
1.6. Вход в здание учреждения дошкольного образования лиц разрешается только при наличии у них документа, удостоверяющего личность, после регистрации в журнале учета посетителей.
1.7. Адреса и номера телефонов заведующего дошкольным учреждением, скорой помощи, пожарной и других аварийных служб должны быть размещены в каждом учреждении дошкольного образования на видном месте.
1.8. В случае возникновения пожара действия заведующего учреждения дошкольного образования должны быть направлены на обеспечение безопасности воспитанников, работников учреждения дошкольного образования и их эвакуацию.
1.9. В случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера необходимо немедленно сообщить по телефонам в отдел гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.
1.10. В случае обнаружения подозрительных веществ и предметов необходимо позвонить в дежурную часть управления внутренних дел по телефону «102». До прибытия представителей правоохранительных органов педагогические работники обязаны немедленно эвакуировать находящихся в опасной зоне воспитанников и обеспечить охрану данной зоны от проникновения посторонних лиц.
1.11. В учреждениях дошкольного образования должен быть организован контроль за нахождением воспитанников в учреждении дошкольного образования. Внешняя дверь учреждения, выходы с территории, запасные выходы должны иметь затвор на высоте, недоступной ребенку, постоянно закрываться.
1.12. В случае исчезновения воспитанника необходимо безотлагательно организовать его поиск, сообщить в ближайшее отделение милиции и его законным представителям.
1.13. Педагогические работники учреждения дошкольного образования должны приходить на свои рабочие места не менее чем за 10 минут до начала рабочего времени, визуально проверять групповые помещения, игровые площадки на предмет их безопасного состояния и исправности оборудования, наличия предметов и веществ, подозрительных и опасных для жизни и здоровья. При обнаружении нарушений режима безопасности они обязаны немедленно принять меры по их устранению, поставить в известность администрацию. Организовывать образовательный процесс до устранения выявленных нарушений запрещается.
1.14. Осуществлять утренний прием воспитанников в комплексе с опросом родителей о самочувствии воспитанника и визуальной оценкой состояния его здоровья. При подозрении на заболевание воспитанник направляется на осмотр к медицинскому работнику для принятия решения о возможности допуска в учреждение.
1.15. Законные представители воспитанника либо другие лица, которые по их поручению приводят его в учреждение дошкольного образования, должны передать ребенка воспитателю, а в случае его отсутствия — иному педагогическому работнику, осуществляющему прием воспитанников группы (запрещается отдавать воспитанников лицам моложе 16 лет, лицам, находящимся в алкогольном или наркотическом опьянении).
1.16. Воспитатель обязан своевременно ставить родителей в известность обо всех отклонениях в здоровье воспитанников в течение дня.
1.17. Воспитатель должен проводить работу с родителями о том, чтобы они контролировали содержимое карманов детей, не допуская нахождения в них спичек, лекарств, острых предметов и других, представляющих опасность для жизни и здоровья.
1.18. Запрещается входить в группу в верхней одежде, посещение группы посторонними лицами.
1.19. Воспитателю необходимо закрывать наружные двери после утреннего приема детей.
1.20. Забирать ребенка из учреждения дошкольного образования должны его законные представители. В случае, когда существует объективная причина, по которой они не могут забирать ребенка из учреждения (болезнь, служебная командировка, график работы и др.), это могут осуществлять другие лица (ближайшие родственники) на основании заявления законных представителей воспитанника на имя руководителя учреждения дошкольного образования.
1.21. Воспитателю запрещается оставлять детей без присмотра. Если возникла необходимость отлучиться, воспитатель должен предупредить помощника воспитателя, куда и на какое время он выйдет из группы, попросить его оставить на время свои дела и присмотреть за детьми. Любое отсутствие на рабочем месте необходимо согласовывать с руководителем учреждения.
1.22. Внешний вид педагогов и помощников воспитателей должен быть образцом для подражания детей и родителей. Одежда и обувь работников не должны препятствовать выполнению их функциональных обязанностей по уходу, досмотру, базовому развитию, организации специфических видов деятельности, обучения воспитанников раннего и дошкольного возраста. Запрещается ношение обуви без задника и на высоких каблуках. Необходимо объяснить работникам нецелесообразность и опасность длинных ногтей, распущенных длинных волос, несоответствие одежды педагогов сезону и температуре воздуха.
1.23. Перед выходом на прогулку воспитателю следует: обследовать игровой участок на предмет наличия опасных для детей предметов (сухостойных деревьев, режущих, колющих предметов, открытых ям, колодцев), убедиться в безопасности игрового оборудования; следить за тем, чтобы дети не брали в рот незнакомые растения.
1.24. Необходимо следить за исправностью физкультурного оборудования, находящегося в группе и на участке, своевременно сообщать о неисправностях ответственным лицам.
1.25. Картины, стационарная детская мебель, оборудование должна быть плотно закреплена во избежание падения и травмирования (к потолку, стене или полу).
1.26. Спускаться и подниматься между этажами здания учреждения воспитанникам нужно соблюдая безопасность в сопровождении двух взрослых, держась за перила.
1.27. Все предметы в группе, шкафы, полки, пианино, зеркала, подставки для цветов должны быть прочно закреплены; запрещается вбивать крючки, гвозди на уровне глаз детей.
1.28. Запрещается использовать канцелярские кнопки, скрепки, швейные булавки. Иглы, булавки, ножницы, лезвия, другие колющие и режущие, стеклянные предметы педагог должен хранить в недоступном для детей месте.
1.29. Запрещается держать окна открытыми в присутствии детей; в летний период окна должны быть только с защитной марлевой рамой или москитной сеткой.
1.30. Электропровода в помещениях учреждения дошкольного образования должны быть изолированы, электроприборы – недоступными для воспитанников.
1.31. Запрещается пользоваться в группе бытовыми электроприборами: чайниками, электрокипятильниками, утюгами и т.п.
1.32. Запрещается оставлять без надобности на длительное время включенными в розетку технические средства обучения (магнитофон, проектор и т.п.); по окончании использования ТСО штепсельную вилку необходимо достать из розетки, соблюдая технику безопасности (только сухими руками).
1.33. Ответственные в учреждении лица обязаны осуществлять строгий контроль за соблюдением маркировки мебели, постельного белья, посуды, ветоши.
1.34. Запрещается брать детей из группы на процедуры, занятия и другие мероприятия без ведома воспитателя.
1.35. При проведении дезинфекции помещений растворами и кварцем необходимо соблюдать меры предосторожности; при кварцевании обязательно надеть солнцезащитные очки, проветрить помещение, не находиться вблизи кварцевой лампы.
1.36. Запрещается приносить в группу растворы или жидкости, пары которых опасны для здоровья.
1.37. Строго запрещается принимать от родителей лекарства, таблетки и другие медикаменты для лечения детей в группе. Не допускать оставление родителями медикаментов в детских шкафчиках.
1.38. При нахождении ребенка на постоянной заместительной терапии или при получении им каких-либо лекарственных средств по назначению врача медицинский работник должен выполнять данные назначения или создавать условия для их выполнения при предоставлении законными представителями ребенка лекарственных средств и расходных материалов, а также соответствующего заявления на прием лекарственных средств на основании заключения врача (п. 15 Приказа Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 31 мая 2012 г. № 669 «О совершенствовании организации оказания медицинской помощи детям в учреждениях образования»).
1.39. Воспитатель должен требовать от родителей, чтобы обувь детей имела задники. Запрещается носить тапки домашние и чешки, обувь, не подлежащую влажной обработке. Воспитатель должен следить, чтобы обувь у детей была всегда застегнута.
1.40. Воспитатели должны строго соблюдать и обеспечивать выполнение карантинных мероприятий.
1.41. Воспитатель обязан содержать свое место в чистоте, не загромождать личными вещами групповое пространство, обеспечивать свободный доступ ко всем входам.
2. Требования безопасности при организации образовательного процесса
2.1. Воспитатели должны организовывать содержательную игровую деятельность детей, исключающую столкновения, падения, конфликты.
2.2. Педагогические работники учреждения дошкольного образования обязаны знакомить воспитанников с основами безопасного поведения в учреждении дошкольного образования, на улице, в быту.
2.3. При организации двигательной деятельности детей в спортивном зале и на прогулке с использованием крупногабаритного спортивного оборудования, в бассейне педагоги должны обеспечивать детям страховку от возможных падений, ушибов.
2.4. Создать психологический комфорт (демократический стиль общения, создание условий для свободного выбора деятельности, наличие мест для уединения, возможность свободного присутствия в группе родителей).
2.5. Воспитатель обязан находиться с воспитанниками на физкультурных и музыкальных занятиях, содействовать обеспечению помощи, безопасности.
2.6. Педагогам запрещается посылать детей с какими-либо поручениями за пределы группы без присмотра.
2.7. Пользоваться ножницами разрешается детям только под руководством воспитателя. Ножницы должны быть с закругленными концами.
2.8. При проведении занятий с воспитанниками необходимо использовать прочный, исправный демонстрационный и раздаточный учебный материал, соответствующий санитарно-гигиеническим, дидактическим, эстетическим требованиям.
2.9. Занятия плаванием должны быть организованы по подгруппам с количеством 10—12 воспитанников, не ранее чем через 30—40 минут после приема пищи.
3. Требования безопасности при организации питания
3.1. Запрещается приносить в групповые комнаты кипяток. Доставлять пищу из кухни нужно только в то время, когда в коридорах и на лестницах нет детей.
3.2. Для организации питьевого режима использовать только кипяченую или бутилированную воду.
3.3. Соблюдать график смены кипячёной воды.
3.4. Запрещается принимать от родителей продукты (торты, пирожные и др.), не предусмотренные рационами питания детей в учреждениях дошкольного образования, особенно - без указания срока изготовления.
3.5. После каждого приема пищи необходимо организовать полоскание рта. Не позволять детям укладываться спать с пищей во рту, жевательными резинками, конфетами и др., с этой целью проверять полость рта каждого ребенка перед сном.
3.6. Во время приема пищи необходимо следить за правильным использованием воспитанниками столовых приборов.
3.7. Во избежание травм столовая и чайная посуда не должна иметь трещин и сколов.
3.8. Учитывать индивидуальные особенности воспитанников (в том числе непереносимость ими отдельных продуктов и блюд).
3.9. Следует обеспечить санитарно-гигиеническую безопасность питания (соблюдение соответствующих санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению, раздаче блюд и др.).
4. Требования безопасности при организации и проведении экскурсии и прогулки за территорию учреждения дошкольного образования
4.1. Перед экскурсией педагоги должны пройти целевой инструктаж и расписаться в журнале.
4.2. При организации экскурсий за пределы территории учреждения необходимо наличие не менее двух сопровождающих взрослых.
4.3. Воспитатель обязательно должен поставить в известность администрацию о маршруте, длительности экскурсии.
4.4. План и маршрут согласовывают с медработниками, заведующей, заместителем заведующего по основной деятельности.
4.5. Накануне экскурсии воспитателю необходимо провести обследование объекта и территории, на которой он находится, на предмет безопасного пребывания детей для организации планируемой образовательной и воспитательной работы. С детьми проводится беседа о правилах поведения во время движения и в процессе общения с объектами природы.
4.6. Через каждые 20-25 мин. пути (с детьми 4-х-5-ти лет 10-15 мин.) следует устраивать остановки для отдыха продолжительностью 4-10 мин. (воспитатель проверяет одежду и обувь детей, их общее состояние, беседует с детьми).
4.7. Для привала подбирается теневое место с хорошим обзором, в холодную погоду – защищенное от ветра.
4.8. По улице, через дорогу дети идут парами, в парке, сквере, на поляне, лугу – группами по 4-5 человек (это не утомляет детей, дает возможность им наблюдать окружающие объекты), в лесу – цепочкой друг за другом (в целях безопасности). С детьми идет 1 взрослый на 10 детей.
4.9. Взрослые должны хорошо знать ягоды, грибы, растения, растущие в данной местности (с целью их образования и в целях безопасности).
4.10. Должны знать содержание аптечки и правила пользования ею.
4.11. Взрослые и дети должны хорошо знать и соблюдать правила дорожного движения.
Ребенок начинает знакомиться с правилами дорожного движения еще задолго до прихода в детский сад. Первые знания и опыт он получает из наблюдений за своими близкими, родителями. Поэтому очень важно, чтобы сами родители не только знали, но и придерживались в повседневной жизни правил дорожного движения. В детском саду ведется активная работа по изучению с детьми правил дорожного движения. Но только родители свои личным примером, оценкой поведения смогут перевести эти правила в норму поведения ребенка. Предложенные ниже рекомендации рассматривают типичные дорожные ситуации, на которые необходимо постоянно обращать внимание детей.
Главная опасность — стоящий автомобиль!
Стоящий автомобиль опасен: он может закрывать собой другой автомобиль, который движется с большой скоростью, мешает вовремя заметить опасность. Нельзя выходить на дорогу из-за стоящих машин. В крайнем случае, нужно осторожно выглянуть из-за стоящего автомобиля, убедиться, что опасность не угрожает и только тогда переходить дорогу.
Не обходите стоящий автобус ни спереди, ни сзади!
Стоящий автобус закрывает собою участок дороги, по которому в тот момент, когда вы решили ее перейти, может проезжать автомобиль. Кроме того, люди около остановки обычно спешат и забывают о безопасности. От остановки надо двигаться в сторону ближайшего пешеходного перехода.
Умейте предвидеть скрытую опасность!
Из-за стоящего автомобиля, дома, забора, кустов и др. может неожиданно выехать машина. Для перехода дороги нужно выбрать такое место, где дорога просматривается в оба направления. В крайнем случае, можно осторожно выглянуть из-за помехи, убедиться, что опасности нет, и только тогда переходить дорогу.
Машина приближается медленно, и все же надо пропустить ее.
Медленно движущаяся машина может скрывать за собой автомобиль, идущий на большой скорости. Ребенок часто не подозревает, что за одной машиной может быть скрыта другая.
И у светофора можно встретить опасность.
Сегодня на дорогах города мы постоянно сталкиваемся с тем, что водители автомобилей нарушают Правила дорожного движения: мчатся на высокой скорости, игнорируя сигналы светофора и знаки перехода. Поэтому недостаточно научить детей ориентироваться на зеленый сигнал светофора, необходимоубедиться, что опасность не угрожает. Дети часто рассуждают так: «Машины еще стоят, водители меня видят и пропустят». Они ошибаются.
«Пустынную» улицу дети часто перебегают не глядя.
На улице, где машины появляются редко дети, выбегают на дорогу предварительно ее не осмотрев, и попадают под машину. Выработайте оглядеться у ребенка привычку всегда перед выходом на дорогу остановиться, , прислушаться — и только тогда переходить улицу.
Стоя на осевой линии, помните: сзади может оказаться машина!
Дойдя до осевой линии и остановившись, дети обычно следят только за машинами, двигающимися с правой стороны, и забывают об автомобилях проезжающих у них за спиной. Испугавшись, ребенок может сделать шаг назад — прямо под колеса машины. Если пришлось остановиться на середине дороги, надо быть предельно внимательным, не делать ни одного движения, не убедившись в безопасности.
На улице крепко держите ребенка за руку!
Находясь рядом с взрослым, ребенок полагается на него и либо вовсе не наблюдает за дорогой, либо наблюдает плохо. Взрослый этого не учитывает. На улице дети отвлекаются на всевозможные предметы, звуки, не заметив идущую машину, и думая, что путь свободен, вырываются из рук взрослого и бегут через дорогу. Возле перехода дороги вы должны крепко держать ребенка за руку.
Арки и выезды из дворов — места скрытой опасности!
В крупных городах местом повышенной опасности являются арки, через которые из дворов на проезжую часть выезжают машины. Не допускайте, чтобы ребенок бежал мимо арки впереди взрослого: его необходимо держать за руку.
Помните!
Ребенок учится законам улицы, беря пример с Вас, родителей, других взрослых. Пусть Ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только Вашего ребенка, но и других детей. Переходите дорогу, соблюдая Правила дорожного движения
ДЕЙСТВИЯ ПРИ ОБСТРЕЛЕ!
Обнаружение опасных предметов (боеприпасов)
1-я медицинская помощь
Ежегодно взрослые и дети тонут на водоемах в холодное время года, проваливаясь под лед. Чтобы не произошло такой беды, детей необходимо обучать мерам предосторожности:
лед, толщиной 7 см, легко ломается и не выдерживает вес человека;
для устройства катка, игровой площадки, то есть там, где может одновременно оказаться группа людей, толщина льда должна быть менее 12 см.
Прочность льда грубо можно определить по признакам:
Синеватый или зеленоватый цвет – признак прочности льда.
Матово-белый или желтоватый цвет льда – признак его ненадежности, то есть слабой прочности.
Наиболее хрупкий, тонкий ненадежный лед вблизи кустов и деревьев, в тех местах, где в лед вмерзли ветки, какие-то предметы (доски, палки, пустые ведра, бутылки и т.д.), около стоков вод предприятий, в местах впадения ручьев там, где бывают ключи.
Лед под шапкой снега всегда тоньше, поэтому нельзя переходить водную преграду по сугробам, по снегу, идти по тропе, проложенной людьми или хотя бы по следам от ног.
Возле берега лед всегда тоньше, чем на удалении от него, кроме того, в этих местах могут оказаться трещины во льду. На таких участках проявлять особую осторожность, не спешить, оглядеться, оценить обстановку, выбрать наименее опасный путь и лишь после этого действовать.
Особенно опасен лед осенью и весной во время оттепели, т.к. он утончается за счет подтаивания.
Водную преграду по льду желательно переходить группой, располагаясь один от другого на безопасном расстоянии (5-6 м) на случай если один провалится под лед, другой окажет ему необходимую помощь.
По голому льду идти, не отрывая подошв от его поверхности, а как бы скользя по нему, выставляя одну ногу впереди другой. При таком способе вес тела распределяется на две ноги, а не на одну как при обычной ходьбе.
Замерзшую речку лучше всего переходить на лыжах, при этом вес тела будет распределен на площадь обоих лыж, то есть нагрузка меньшая на лед, чем при движении пешком. Прежде чем начать переход водной преграды, крепления лыж расстегнуть на случай, если придется их бросить. Лыжные палки держать в руках так, чтобы избавиться от них, то есть, не надевая на кисти рук. Рюкзак не одевают за спину, а только на одно плечо, чтобы при необходимости быстро его сбросить.
Обязательно прихватите с собой веревку около 20 метров длиной, чтобы воспользоваться ею, если идущий впереди провалится под лед.
Что необходимо делать, если человек провалился под лед:
не паниковать;
выбираться в ту сторону, откуда пришел, не плыть вперед;
не барахтаться беспорядочно и не наваливаться на кромку льда всей тяжестью;
на лед надо горизонтально выползать, широко раскидывая руки, чтобы увеличить площадь опоры, для чего попытаться без резких движений как можно дальше грудью выползти на лед, затем осторожно вытащить на лед сначала одну, потом другую ногу;
выбравшись из воды, нельзя сразу вставать на ноги, т.к. лед у кромки стал слабее, менее прочный, чем был. Лучше всего надо удалиться от воды методом перекатывания и ползком в ту сторону, откуда пришли, где прочность льда уже вами проверена.
Методика оказания помощи провалившемуся под лед группой людей со стороны:
Подготовить имеющиеся подручные средства: веревку, лыжи, доску, слеги (палки). Если нет веревки, можно связать узлами несколько ремней, шарфов.
Крикнуть пострадавшему, что идете на помощь.
К полынье приближаться ползком, лучше на доске, лыжах, друг за другом, цепочкой, держась руками за ноги впереди ползущего.
Приблизившись в полынье на несколько метров, действовать быстро, решительно (т.к. пострадавший в воде быстро замерзает и теряет силы).
Подбадривайте тонущего.
Протяните пострадавшему веревку, лыжную палку, ремни.
Добравшись до берега, необходимо подумать об обогреве спасенного:
если есть возможность, переоденьте пострадавшего в сухое (каждый товарищ может снять по одному виду одежды);
побыстрее добраться до ближайшего теплого места, или развести костер, давать пострадавшему пить горячий чай.
Памятка по предотвращению несчастных случаев на льду
Причиной травматизма и гибели детей на водных объектах, покрытых тонким ненадежным слоем льда, являются неосторожность, игры, катание на санках и коньках, а так же просто скольжение по тонкому льду. Лед на водоемах нашего города в зимний период не прочный, неоднороден по толщине и структуре. Складывающийся метеорологический прогноз с резкими колебаниями температур от минусовой до плюсовой, с выпадением осадков в виде дождя и снега еще более осложняют обстановку. Скрепленный вечерним или ночным холодом, он еще способен выдерживать небольшую нагрузку, но днем, быстро нагреваясь от просачивающейся через него талой воды, становиться пористым и очень слабым, хотя сохраняет достаточную толщину. Как правило, водоемы замерзают неравномерно, по частям: сначала у берега, на мелководье, в защищенных от ветра местах, а затем уже на середине. На одном и том же водоеме можно встретить чередование льдов, которые при одинаковой толщине обладают различное прочностью и грузоподъемностью.
Что же нужно знать и помнить,
если все же пришлось выйти с детьми на лед?
Во-первых, лучше всего не испытывать судьбу и не выходить на лёд пока его толщина не достигнет 12 сантиметров, тем более одному.
Во-вторых, выходить на лёд и идти по нему безопаснее всего там, где уже прошли люди (по следам, тропинкам). Если же приходится выходить на лёд первым, необходимо осмотреться: не просел ли лёд, нет ли вмёрзшей растительности, далеко ли полыньи. Хорошо иметь с собой крепкую и длинную палку. Передвигаться по неокрепшему и нехоженому льду следует, не отрывая ног ото льда.
В-третьих, следует опасаться мест, где лед покрыт снегом. Снег, покрывая лед, действует, как одеяло. Поэтому под снегом лед нарастает значительно медленнее. Иногда бывает так, что по всему водоему толщина открытого льда 10 сантиметров, а под снегом всего 3 сантиметра. Нередко по берегам водоемов расположены промышленные предприятия. Некоторые из них спускают в реки, озера и пруды отработанные теплые воды, которые на большом расстоянии во всех направлениях подмывают лед. Поэтому лед вблизи таких предприятий всю зиму остается тонким и непригодным как для катания на коньках, так и для пешего движения.
Весьма опасным для катания являются промоины, проталины и полыньи. Они образуются там, где есть быстрое течение, где впадают ручейки в реки, где выступает родниковая вода.
Правила поведения на льду
1. Ни в коем случае нельзя выходить на лед в темное время суток и при плохой видимости (туман, снегопад, дождь).
2. Нельзя проверять прочность льда ударом ноги. Если после первого сильного удара поленом или лыжной палкой покажется хоть немного воды, — это означает, что лет тонкий, по нему ходить нельзя. В таком случае следует немедленно отойти по своему же следу к берегу, скользящими шагами, не отрывая ног ото льда и расставив их на ширину плеч, чтобы нагрузка распределялась на большую площадь. Точно так же поступают при предостерегающем потрескивании льда и образовании в нем трещин.
3. При переходе водоема группой необходимо соблюдать расстояние друг от друга (5-6 м).
4. Замерзшую реку лучше перейти на лыжах. При этом: крепления лыж расстегните, чтобы в случае опасности сразу их сбросить.
5. Если есть рюкзак, повесить его на одно плечо, это позволит легко освободиться от груза в случае, если лет под вами провалится.
6. На замерзший водоем необходимо брать с собой прочный шнур длиной 20-25 метров с большой глухой петлей на конце и грузом. Груз поможет забросить шнур к провалившемуся в воду товарищу, петля нужна для того, чтобы пострадавший мог надежнее держаться, продев ее под мышки.
7. Убедительная просьба родителям: не отпускайте детей на лед (рыбалку, катание на коньках и санках) без присмотра.